You are here
Home > Pavlenko > Culture > Кубок огня. Почему не снимают фильмы про Супербоул.

Кубок огня. Почему не снимают фильмы про Супербоул.

[dropcap]Е[/dropcap]сли бейсбол в Голливуде используют для ностальгии по Кевину Костнеру и как промо для математических факультетов, баскетбол – чтобы Джордану было что сказать в Зале славы, американский футбол – истории жизни. Усядьтесь удобней, увидьте буколический пейзаж Уэйк-Форрест, услышьте – подбадривание и once upon a time… c мотивом Спрингстина: кто-то из захолустья к третьему часу дойдет до вершин.

«Невидимая сторона», «Руди», «Программа», «Вспоминая «Титанов», «Экспресс», «Огни ночной пятницы» (где Билли Боб Торнтон), «Огни ночной пятницы» (где коуч Тэйлор), «Песня Брайана», «Дублеры», «Преодоление», «Самый длинный ярд», «Северный Даллас Сорок», «Небеса могут ждать», «Последний бойскаут», «Кнут Ронки настоящий американец», «Мы одна команда», «Джим Торп», «Радио», «Бумажные львы», «Студенческая команда», «Деньги на двоих», «Правильные движения»…  либо как стать хорошим (и здесь чаще всего Том Круз), либо — как в игру не пускали черных (тут не повезло – уже случилось с бейсболом), либо — для Дня благодарения, где «once upon a time» под жизнеутверждение Сандры Баллок.

Но это же НФЛ. Где тэклы, лайнмены, удары шлемов, хиты, различные «гейты»? В документальном?

 Усядьтесь удобней, увидьте буколический пейзаж футбольной академии Уэйк-Форрест…

Два фильма выбрасывают «once upon» фразой «show me the money» — «Каждое воскресенье», «Джерри Магуайер» (опять – Том Круз) — в обоих есть ключевые игры (как и в вышеперечисленных 20-ти) – но ни разу это не Супербоул.

Из 50 лучших фильмов об американском футболе – только в одном был показан главный матч. Как если бы о покушении на Кеннеди снял только Оливер Стоун.

Черное воскресенье — Супербоул в Майами, 1977

Этот единственный – «Черное воскресенье», Джона Франкенхаймера в 1977-м, адаптация дебютного романа Томаса Харриса («Молчание ягнят», он же написал «олимпийский» «Мюнхен», по которому снят антитеррористический фильм). Как и бывает у Харриса (который, правда, к сценарию отношения не имел) – в спортивных историях у него главное не спорт, а… дирижабль от GoodYear: во время Суперкубка в Майами палестинцы готовят теракт, фразу о том, что на матче присутствует президент Джимми Картер, повторяют чаще, чем составы команд. Первый «Эйс Вентура» более по-футбольному «спортивен» (шнуровкой куда?).

Но в 1977 Супербоул стал для кино тем, чем для «Вздымающегося ада» был небоскреб: успешный фон, даром, что для палестинцев (на огненном фундаменте — основываются фильмы-катастрофы). «Вздымающийся ад» развил жанр: небоскреб, корабль, лифт, планетарный масштаб.

Несмотря на 5 сезонов «Friday Night Lights», «Оскар» Баллок за «Невидимую сторону», и даже прихватив матч регулярки «Далласа» и «Аризоны» из «Джерри Магуайера» — с «Черного воскресенья» Супербоул в кино был задействован лишь раз. 2 крупных фильма за 38 лет о самом дорогом событии спорта.

[videos file=»https://www.youtube.com/watch?v=xknWZIAzBCc» width=»500″ height=»350″][/videos]

Хотя, все Бонды в чем-то «Пол Ньюман»

Второй за 38 лет случился в этом сезоне. «Общак» с Томом Харди и Джеймсом Гандольфини. Сценарий – Деннис Лихэйн, бостонский романист («Остров проклятых», «Таинственная река», «Прощай детка, прощай»), большой поклонник американского… бейсбола. Как и 38 лет назад – Супербоул («Денвер»-«Сиэтл») в «Общаке» — как фон.

«Общак», 2014.

В остальном – так же глухо, как у «Денвера» в том финале (43:8). Причины? НФЛ ведь всегда пойдет на встречу раскрутки бренда – он никак не вредит расписанию или матчу. Снимать можно в другом штате или даже в Европе. Медийные права?

2 крупных фильма за 38 лет

Когда Алехандро Гонсалес Иньярриту снимал одну из сцен в «Бердмен» («голая миля» по Таймс-сквер) – это и была Таймс-сквер. Юристам проекта пришлось договориться о правах с каждым брэндом, попавшим в объектив (Samsung, LG, «Призрак Оперы» на Бродвее).

Бюджет «Бердмена» — меньше, чем у Рэймонда Карвера было в заначке, сняли его за 30 дней, договоренность с НФЛ найти проще, чем с 10-20 компаниями за один раз.

В чем проблема? Другие виды финалы используют – Майкл Китон впервые сыграл бродвейского драматурга в 2005, в «Игре 6», — финал Мировой серии-86, когда ошибся Билл Бакнер. Суперкубок не вписывается в канву пост-манибольных драм?

Билл Бакнер, не «46», не «1», не тот, кто выиграет матч.

Мы видели, что Супербоул 20 раз не вписался в кинодемонстрацию американского футбола, в спрингстиновскую канву. Максимум в кино – игра за выход в плей-офф, финал штата, конференционный финал. Но что происходит с парнями, когда они выиграли штат? С теми, кто выиграл конференционный финал? Титр – «через двадцать лет — стал успешен», «зарезал любовника и жену»?

[pullquote]Супербоул не вписывается в канву кинодемонстрации американского футбола, в спрингстиновскую канву.[/pullquote]

Это одна из причин – Супербоул ставит настолько жирную точку, что никакого «once upon a time»; не припишешь то, что продается под Рождество. Уходящий под сенью деревьев игрок старшей школы, колледжа, смотрящий (пока) победно на жизнь – как зеленый огонек Гэтсби (таким был Пол Уокер в «Студенческой команде» в 98-м). Убери его – получите Супербоул, самое «конечное» событие спорта.

В «Выпускнике» мы не видим, как Дастин Хоффман женится на Кэтрин Росс, в «Касабланке» — не видим финальный стаканчик Богарта и полицейского капитана. Считайте – этот стаканчик и есть Супербоул, а мелкий финал – начало очень хорошей дружбы.

Ван Дер Бик, Пол Уокер, «Студенческая команда».

Вторая причина – Супербоул и без того площадка кино. Медийное шоу, как Voice или American Idol. В это воскресенье, помимо 4-миллионных реклам Gatorade, BMW, Sony, форм Адрианы Лимы, хайлайтов, выделенных для Кэти Перри  – будут трейлеры «Терминатора», «Теда 2», «Мстителей», «Миссии невыполнима» (и тут Том Круз), «Фантастической четверки», «Форсажа», «Парка Юрского периода». Индустрия никуда не уходила – Супербоул для кино, как драфт для агента, который не представляет атлета; матч для команды, которая в финал не прошла. Можно приехать – решить несколько дел, приятно провести время и даже не забывать счет. В остальном, чтобы вернуться – концентрироваться на регулярной игре.

Павел Павленко
Павел Павленко
E-mail - pavlenkopvl@gmail.com
http://Rashmore.com
Top
Загрузка...