You are here
Home > Pavlenko > Culture > Зона 51. Почему «Выстрелы в Далласе» — лучший фильм о покушении на Джона Кеннеди

Зона 51. Почему «Выстрелы в Далласе» — лучший фильм о покушении на Джона Кеннеди

«Джон Ф. Кеннеди: выстрелы в Далласе» (в США просто – JFK) — 20 декабря, 1991, спустя 30 лет и один месяц с происшествия на Дили-Плаза. До премьеры Оливера Стоуна (который недавно опубликовал 700-страничную историю США) – никто настолько скрупулезно не ставил под сомнение доклад комиссии Уоррена, где понятия — «теория волшебной пули» и «Джек Руби (тут обычно разводят руками)… просто вошел» соседствуют со здравым смыслом. Перевод Освальда из далласской тюрьмы будут называть самым безалаберным не только переводом, но вообще — американским действом, где вопрос – «зачем его переводить?!» – без ответа; само собой, об этом ничего нет в фильме «Гувер» — поэтому «Гувер» бесполезный… пожалуй, ради наследия Джима Гаррисона — такое можно писать.

JFK, Оливера Стоуна

Верный шаг Стоуна – герой. Это главная ошибка картин о покушении («Паркленд», «Кеннеди», «Клан Кеннеди»). Нельзя выбрать Ли. Джеки, Джека, Бобби или Линдона.

Даллас, книгохранилище, Типпита или даже кинотеатр, в который вошел Освальд (версия Джима Моррисона: «Современные круги Ада: Освальд (?) убивает Президента. Освальд садится в такси. Освальд просит остановить у гостиницы. Освальд выходит из такси. Освальд убивает офицера Типпита. Освальд сбрасывает с себя куртку. Освальд задержан.  Он скрывается в кинотеатре. Мы — слепые пещерные рыбы»).

Нельзя даже «мужчину с зонтом»:

[videos file=»https://www.youtube.com/watch?v=yznRGS9f-jI» width=»500″ height=»350″][/videos]

Нельзя выбрать Ли. Джеки, Джека, Бобби или Линдона.

В 1967 Джосайа Томпсон публикует 323-страничную книгу о 6 секундах в Далласе. И едва ли добился большей ясности, чем пленка Запрудера. Конечно, так не было описано ни одно 6 секундное происшествие в истории США — ни полет на Луну, ни убийство Бен Ладена, ни убийство Линкольна. Но в покушении на Джека — нельзя трогать то, что близко – оно мифически недостоверно.

[videos file=»https://www.youtube.com/watch?v=kq1PbgeBoQ4″ width=»500″ height=»350″][/videos]

Зачем Освальда переводили?

В 1991 Оливер Стоун обратился к Джиму Гаррисону, прокурору из Нового Орлеана. Забава эффекта бабочки – человек, который считается самым обоснованным в критике официальной версии (один стрелок) живет не в Вашингтоне, Далласе или Нью-Йорке. Не был на месте преступления и не должен быть причастен к процессу. Он и процесс начал в 1966-м. Сколько нужно, чтобы стереть отпечатки? Хватит трех лет?

Костнер, Стоун, 1991

Первое, что Стоун взял за основу – сомнение. Один стрелок? Шестой этаж?? Манлихер??? Мишень??

Если продолжать – кортеж???? три выстрела??? 5 секунд??? ни одного руководящего лица в Вашингтоне??? подозреваемый уже через 15 минут??? – получится описание еще на 300 страниц.

Две другие основы — «Перекрестный огонь: заговор, убивший Кеннеди» Джима Марса и «По следам убийц», Джима Гаррисона.

Убийц – не убийцы.

Первое, что Стоун взял за основу – сомнение

Гаррисона, ветерана войны, с 2-летним опытом работы в ФБР, 10-летним в политике и прокуратуре Нового Орлеана, в 1991 сыграл Кевин Костнер, который от начала («давай Джек, ты справишься») до конца («назад – и налево, назад – и налево, назад – и… налево») осуждал сомнительность происходящего.

[videos file=»https://www.youtube.com/watch?v=9MLc0udf_74″ width=»500″ height=»350″][/videos]

Вверх – и налево

Герой, который в день покушения — за 500 километров от Дейли-плаза. Такой стал задавать вопросы, которые бы и задал посторонний (если посторонний не проходил подготовку в Квонтико). Почему не проверили окна? Почему открытый кортеж (в Далласе, где – «убирайся в Бостон, католическая свинья»)? Почему голова президента откидывается назад (и налево), если стреляли сбоку?

[videos file=»https://www.youtube.com/watch?v=Ol2sZNPqpo4″ width=»500″ height=»350″][/videos]

Герой в день покушения — за 500 километров от Дейли-плаза

Почему убили Освальда? Почему не предъявили обвинений – почему умер Джек Руби, умер Дэвид Ферри, почему Джонсон принимал присягу уже в самолете, почему застрелили Бобби, Мартина Л. Кинга, почему самому Гаррисону предъявили обвинения уже в 73-м. За «получение взяток от владельцев нелегальных автоматов для игры… в пинбол».

Джим Гаррисон

Главное «почему» у Стоуна – теория волшебной пули, как квинтэссенция того абсурдизма с которым столкнулся процесс. В докладе Уоррена 6 томов, с главным доказательством – как супер-пуля становится «звездой дня».

Даже это выглядит весомей.

[videos file=»https://www.youtube.com/watch?v=ByCY2UYLHG8″ width=»500″ height=»350″][/videos]

Волшебная пуля становится звездой дня

Джим Гаррисон не добился своего, как и Оливер Стоун. Они не ставили задачу шагнуть (Гаррисон единственный, кто довел дело о покушении до суда; т.е. самое громкое убийство 20 века – освещалось в суде лишь раз; гм… в деле о покушении на Линкольна повесили 5 человек). Они хотели доказать/показать, что убийца был не один – минимум трое, Освальд «удобен» (Минск, Прусакова — «дайте паспорт, я ненавижу капитализм»), заговор ЦРУ, мафии и тех, кого бросили в 60-м в заливе Качинос.

Выстрелы в Далласе

Но даже на расстоянии это вряд ли возможно. Лучший художественный роман о покушении так и называется – «Весы» — иллюзорно старается уравновесить. Для разных авторов (режиссеров, писателей, политиков, актеров) 22 ноября сделало и «все» разным. Для Гаррисона – процесс над Клеем Шоу (та нитка, которая приведет к ЦРУ), для Дона Деллило (написавшего «Весы») – Ли Освальд (Раскольников), для Джеймса Эллроя («Американский таблоид») – невинность США («мы прилетели в Даллас с 46-летним энергичным мужчиной, а улетели…»), которую унесло с пороховым дымом от трех (трех ли?) пуль манлихера (или что там у них было?..).

Для Джосайи Томпсона – 6 секунд, для «человека с зонтом» — именно в этот СОЛНЕЧНЫЙ день выразить протест против политики отца Джека, для Освальда – убить Типпита (первое официальное обвинение, которое ему предъявили), для Типпита – начать патруль, для Клинта Хилла (агент, который прыгает на багажник) – крикнуть «В Паркленд!», для Паркленда – зафиксировать смерть, для остальных – наблюдать и не прикасаться. Как Оливер Стоун, или тот, в честь кого назван фильм.

Павел Павленко
Павел Павленко
E-mail - pavlenkopvl@gmail.com
http://Rashmore.com
Top
Загрузка...